Государственная итоговая аттестация (ГИА) — это основной вид экзамена для выпускников 9 и 11-х классов в средней школе России.
Сдача ГИА-9 необходима для перехода в 10 класс или поступления в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Формой сдачи ГИА-9 является Общий Государственный Экзамен (ОГЭ).
ГИА-11, проходит среди учащихся 11-х классов в форме Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) и является формой выпускных экзаменов в школе (или лицее) и одновременно основной формой вступительных экзаменов в вузы.
5 советов как легко подготовиться к ЕГЭ/ОГЭ
Первый совет кажется самым очевидным — не пропускай школьных занятий, чаще отвечай не-а уроках,ходите в школу, всегда делай домашнее задание. Некоторые старшеклассники забрасывают школу, полностью сосредотачиваясь на тестах, но это абсолютно не правильно. Помни, что учёба в школе — самая важная часть вашей подготовки, ведь именно эти знания и проверяются Государственной итоговой аттестацией в форме ЕГЭ или ОГЭ.
Выпиши темы, которые нужно выучить. Расположи их в порядке от самых простых к самым сложным: так ты сможешь быстрее войти в рабочий ритм и больше успевать, а еще теперь ты представляешь себе реальный объём предстоящей работы и можешь составить план подготовки к ЕГЭ/ОГЭ. Конечно, подготовиться к экзамену можно и за пару недель, и не такие чудеса случаются, но лучше начать работу заранее, еще перед началом учебного года, тогда ты сможешь избежать ненужного стресса и паники перед «Днем Х».
Главное — правильно распределить время занятий. Лучше всего утренние часы отвести на изучение нового материала, а вечер оставить для повторения уже пройденного. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. Не стоит жертвовать прогулками, хобби и встречами с друзьями ради подготовки к экзамену, это даст возможность тебе полноценно отдохнуть, так как внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Но это вовсе не повод слишком «затягивать» отдых.
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по предмету, можешь делать их с секундомером в руке, это поможет правильно рассчитать сколько времени нужно для ответа на вопросы разной категории. Но помни, не стоит увлекаться только одними тестами, ведь твоя главная задача — именно разобраться в предмете, который предстоит сдавать.
Не забывай и про «психологическую " подготовку к ЕГЭ/ОГЭ. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием. А чтобы чувствовать себя спокойнее на самом экзамене, не забудь заблаговременное ознакомиться с процедурой его проведения, а так же с правилами оформления бланка ответов.
Полезные материалы:
Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена
Официальный информационный портал Государственной Итоговой Аттестации
Центр Оценки Качества Образования (ЦОКО) Томской области
Пробные тесты по ЕГЭ и ОГЭ
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ
по психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей
ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).
Советы учителям:
Учителям, помня о том, что <нельзя научиться плавать, стоя на берегу>, следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 11-й классы практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.
Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т. е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ.
Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Советы родителям:
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов: S Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и <сорваться>. S Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням. S Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
- Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
- Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
- Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. ^ Не критикуйте ребенка после экзамена.
- Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
Советы выпускникам
Подготовка к экзамену:
- Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
- Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
- Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы — <сова> или <жаворонок>, и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: <немного позанимаюсь>, а какие именно разделы и темы.
- Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно <раскачаться>, можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.
- Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
- Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.
- Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут).
- Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
- Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.
- Накануне экзамена
- Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением <боевого> настроя.
- В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования.
- Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь Вы будете сидеть на экзамене 3 часа.
Перед началом тестирования:
В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.). Будьте внимательны!!! Оттого, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!
Во время тестирования:
- Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
- Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
- Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
- Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.
- Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
- Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать вни-мание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
- Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!
1. ОЦЕНКА ЗА ЕГЭ, ДАЖЕ «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», ИДЕТ И В АТТЕСТАТ ОБ ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ
Оценка за ЕГЭ учитывается вместе с годовой. В аттестат ниже «тройки» балл пойти не может. Даже если ученик получил на экзамене «два», а была в журнале тройка, то срабатывает система среднего балла: три плюс два поделить поровну — два с половиной. А по законам математики, в данном случае всегда округляется в сторону большего числа.
2. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В ЕГЭ ВКЛЮЧАЕТ ТОЛЬКО ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Помимо письменной формы экзамена ученикам, решившимся выбрать экзамен по английскому языку в форме ЕГЭ, предстоит пройти еще и аудирование, чтобы комиссия действительно убедилась в хорошем знании языка полностью. Но в этом году у учеников еще есть выбор — сдавать иностранный в форме ЕГЭ или же как обычно. С остальными предметами все жестко.
3. В ЭТОМ ГОДУ «ПЕРЕСДАЧУ» ЕГЭ ОТМЕНИЛИ
«Пересдачи» как таковой нет. Есть просто два этапа — в июне ЕГЭ сдают выпускники школ, а в июле — абитуриенты вуза. В этом году все будет так же.
4. АПЕЛЛИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ БЕСПОЛЕЗНО
В любом случае, когда у вас возникают сомнения по поводу справедливости оценки, не только можно, но и нужно подать апелляцию! Независимая комиссия обязательно вернется к вашей работе и внимательно рассмотрит ее. Это считается вполне нормальным. Опыт показывает, что иногда выявляются даже сбои в системе. Выпускник имеет полное право подать апелляцию в течение трех дней с момента оглашения результата.
5. МОЖНО НЕ СДАТЬ ЕГЭ ТОЛЬКО ИЗ-ЗА НЕПРАВИЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАТОРОВ
Нельзя, если вы воспользуетесь своим правом «апелляции по процедуре». Если вам показалось, что организаторами были допущены какие-либо ошибки, вы можете сразу подать апелляцию, даже не выходя из аудитории. Уже было несколько случаев, когда в результате этого ученику разрешали переэкзаменовку.
6. ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЕГЭ МОЖНО СКАЧАТЬ ИЗ ИНТЕРНЕТА
Действительно, появилось очень много сайтов, предлагающих свои варианты ЕГЭ. Но стоит подчеркнуть слова «очень много»! И везде ответы разные и не стоят ни копейки. Не стоит забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Все это фальшивка, несмотря на то, что материалы действительно очень схожи. В прошлом году произошло немало казусов со многими подготовленными выпускниками — воспользовавшись этими данными, они получили очень низкие и нулевые результаты.
7. ОЦЕНКА МОЖЕТ БЫТЬ СУБЪЕКТИВНОЙ
К эксперту попадает только изображение материала, написанного учеником, без указания авторства. В автоматизированном виде проводится «перекрестная» проверка сначала проверяет один, затем другой, не зная, кто проверял работу до этого. В случае расхождения оценок назначается третий, наиболее опытный, эксперт, чье мнение является решающим.