Коллекция музея

Окарина (водяная керамическая свистулька "Петушок")

Сувенирные куклы в киргизских национальных костюмах

Сувенир из Венеции – деревянная игрушка марионетка-дергунчик.

Статуэтка из соленого теста "Рыбак"

Деревянный Петух (Богородская скульптура)

Статуэтка бога Ганеши из Кении

Кукла в национальном костюме Шварцвальда

Джембе - национальный деревянный африканский барабан

Хантыйские куклы «Акань» и "Мисне"

Статуэтка «Танцующий дервиш» (Турция).

Кукла во вьетнамском национальном костюме

Японский Дракон

Куклы в костюмах народности Акха

Кукла в национальном хантыйском костюме

Осел

Подарок из Доминиканской республики

Японский журавлик

Богородская игрушка «Курочки клюющие»

Кукла в традиционном греческом костюме

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА

Матрешка

Колыбель (Подарок почетных читателей библиотеки семьи Аминовых, ...

Пасхальный заяц (Подарок ТРОО Российско-немецкого молодежного ...

Сувениры из керамики (Подарок Томской городской ...

Сувениры из керамики (Подарок Томской городской ...

Валенки

Лапти

Русская игра «В бабки» Подарок Назаренко Михаила Яковлевича, 2012 г

Свистулька

Кукла в национальном русском костюме.

Куклы в народных костюмах

Кукла Мориц в немецком национальном костюме

Куклы в национальных костюмах Бурятии

Кукла в национальном женском костюме Бурятии

«Шаманка»

Кукла в национальном хакасском костюме

Кукла в национальном осетинском свадебном костюме

Подарок от студенческой дизайн-студии Томского государственного ...

Подарок от ТРОО Российско-немецкого молодежного объединения Югендблик

Подарок от семьи Аминовых

Подарок от студии-мастерской «Русские сувениры», СОШ ...

Подарок от Музея «Мирной игрушки», п. Кисловка.

Подарок от Региональной национально-культурной автономии греков.

Кукла «Подорожница».

Ангел.

Лихоманка.

«Зайчик на пальчик».

«Пеленашка».

«Матрешки – сувениры». Студия – мастерская «Комбинат матрешек» ...

Сувенир из Казахстана Подарок от сотрудника ТОДЮБ Людмилы Корешковой.

> Главная > Музей малой национальной игрушки

Деревянный Петух (Богородская скульптура)

 Деревянный Петух  (Богородская скульптура)

Богородский промысел относится к числу древнейших художественных промыслов Подмосковья.

О мастерах богородской резной деревянной скульптуры и игрушки, об их деятельности сохранились све­дения от XVI, XVII и XVIII веков.

В XVII веке торговля богородскими изделиями приобрела широкий размах.

Богородскими мастерами создана яркая галерея представителей различных сословий и профессий старой России — поэтические, проникнутые душевным участием к ним фигурки крестьян — пахаря, жницы, крестьянина, играющего на свирели, крестьянина на охоте, гармониста, бравые фигурки солдат и гусаров, горделивые и чванливые образы красавиц, сатирические изображения представителей духовенства, монахов, купцов.

Все эти фигурки выполнены из простого дерева лаконичными средствами с нарочитой подчеркнутостью тех деталей, которые нужны для характеристики каждого персонажа.

Своеобразной народной скульптурой была и богородская игрушка — потешные возки с седоками, тройки, фигурки животных и птиц — коней, медведей, петухов, а также своеобразные игрушки с движением — пильщики и кузнецы, поражающие своей выразительностью и мастерством порезки, позволяющим из небольших осиновых и липовых чурок создавать пластически совершенные скульптурные композиции.

Петух — в народных верованиях славян вещая птица, способная противостоять нечистой силе и в то же время наделяемая демоническими свойствами.

ПЕТУХ характеризуется признаками опекуна хозяйства. Русские считали, что без ПЕТУХА не будет водиться скот, у коровы будут безвкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такое масло, говорят: «Держи хозяина в дому!» При разделе обе семьи заводят себе новых ПЕТУХОВ. Считается необходимым и почетным, чтобы ПЕТУХ был бойким и драчливым. Для этого в Страстной четверг его кормят перцем и выбрасывают из окна.

Южные славяне предпочитают держать черных петухов. По их представлению «белый петух — черный хозяин». Западные славяне считают, что белый ПЕТУХ приносит в дом счастье. У восточных славян также не принято иметь в хозяйстве черного ПЕТУХ, так как в этом случае супруги часто ссорятся.

ПЕТУХ — символ плодородия. Он является одним из основных атрибутов свадебного обряда. ПЕТУХА резали, чтобы приготовить ритуальное блюдо после окончания жатвы. После уборки зерновых сербы закалывали ПЕТУХА на гумне, его кровью окроплялось зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Красный ПЕТУХ в народных представлениях связан с пожаром (K: см. Жар-птица). Фразеологизм «пустить красного петуха» известен всем славянам. Восточные славяне верили, что если в хозяйстве умрет ПЕТУХ, то случится пожар. Если ПЕТУХ кричит и бьется в окно, то этим он предсказывает пожар.

Существуют представления о демонических ПЕТУХАХ. У украинцев такой ПЕТУХ называется «царик». Он начинает петь еще в яйце. Когда он вырастает, то становится самым сильным и смелым ПЕТУХОМ в округе. Он первым поет в полночь, его боится дьявол. «Царика» нельзя резать. В Сербии верят, что ПЕТУХ может быть «змеем» (см. Василиск). Такой ПЕТУХ отличается необыкновенной силой. При приближении градоносной тучи он забивается под порог и там оставляет тело, а его дух идет бороться с халами (мифические существа — души самоубийц, которые водят тучи).

Крик ПЕТУХА предохраняет от эпидемических болезней, градобития, эпизоотии. Поэтому ПЕТУХА часто носят с собой в обрядовом «обходе», при опахивании села. Иногда его закапывают на границе села как ее хранителя. По народным представлениям, холера и чума прежде всего стараются лишить ПЕТУХОВ способности петь. Во время холеры у русских был обычай купать ПЕТУХА в реке, колодце. Так как существовало верование, что холерой люди заболевают от воды. это было, вероятно, средством отогнать болезнь.

В славянских верованиях крик ПЕТУХ обладает способностью отгонять нечистую силу. Ночью после первого крика ПЕТУХА у русских принято было креститься со словами «Слава Богу! Свят Дух по земли, а дьявол сквозь земли, теперь бояться нечего». Однако всем славянам известно поверье о ПЕТУХАХ поющих в неурочное время. У южных славян такие ПЕТУХИ называются «кривци», «мамнипи». Они поют, когда кто-то родился или умер, предсказывают смерть слышащему, заманивают на улицу, чтобы причинить зло. Когда после полночи слышат петушиный крик, выбрасывают из дома горящий уголь или стреляют из окна.

Особое мифологическое значение имеет крик ПЕТУХА на вечерней заре и в полдень. Широко распространены поверья о том, что ПЕТУХИ, поющие в это время, предрекают смерть или перемену погоды. У русских ночь, накануне которой ПЕТУХИ поют с вечера, называется «веселая». Когда ПЕТУХ пропоет на пороге, верят, что придет гость. Неурочный крик ПЕТУХА предвещает также получение новостей, новые указы.

Существует поверье, что ПЕТУХА нельзя долго держать в хозяйстве. Сербы ежегодно в день Ильи-пророка колют на пороге старого ПЕТУХА и заводят нового. По их представлениям, старый ПЕТУХ может навлечь на хозяина смерть или превратиться в демоническое существо. У всех славян считается, что старый ПЕТУХ, проживший три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из этого яйца, может вывестись демоническое существо («хованец - годованец», «огненный змей», «маляк», «василиск», «антипка», «нечистия», «девятник», «осинавець» и др.), принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это существо — нечистое. Оно исполняет желания хозяина, но через три года забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли. В некоторых местах считали, что ПЕТУХ загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей. По западносибирским поверьям, яйцо, которое ПЕТУХ несет каждые три года, надо бросить в горящее строение для прекращения пожара.

Связь ПЕТУХА и змея зафиксирована также в предании, сохранившемся на Смоленщине. Когда-то давно здесь лежал огромный убитый змей. Окрестные жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали ПЕТУХОВ и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Таким способом над змеем был насыпан курган, по поводу которого и рассказывали это предание.