Коллекция музея

Окарина (водяная керамическая свистулька "Петушок")

Сувенирные куклы в киргизских национальных костюмах

Сувенир из Венеции – деревянная игрушка марионетка-дергунчик.

Статуэтка из соленого теста "Рыбак"

Деревянный Петух (Богородская скульптура)

Статуэтка бога Ганеши из Кении

Кукла в национальном костюме Шварцвальда

Джембе - национальный деревянный африканский барабан

Хантыйские куклы «Акань» и "Мисне"

Статуэтка «Танцующий дервиш» (Турция).

Кукла во вьетнамском национальном костюме

Японский Дракон

Куклы в костюмах народности Акха

Кукла в национальном хантыйском костюме

Осел

Подарок из Доминиканской республики

Японский журавлик

Богородская игрушка «Курочки клюющие»

Кукла в традиционном греческом костюме

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА

Матрешка

Колыбель (Подарок почетных читателей библиотеки семьи Аминовых, ...

Пасхальный заяц (Подарок ТРОО Российско-немецкого молодежного ...

Сувениры из керамики (Подарок Томской городской ...

Сувениры из керамики (Подарок Томской городской ...

Валенки

Лапти

Русская игра «В бабки» Подарок Назаренко Михаила Яковлевича, 2012 г

Свистулька

Кукла в национальном русском костюме.

Куклы в народных костюмах

Кукла Мориц в немецком национальном костюме

Куклы в национальных костюмах Бурятии

Кукла в национальном женском костюме Бурятии

«Шаманка»

Кукла в национальном хакасском костюме

Кукла в национальном осетинском свадебном костюме

Подарок от студенческой дизайн-студии Томского государственного ...

Подарок от ТРОО Российско-немецкого молодежного объединения Югендблик

Подарок от семьи Аминовых

Подарок от студии-мастерской «Русские сувениры», СОШ ...

Подарок от Музея «Мирной игрушки», п. Кисловка.

Подарок от Региональной национально-культурной автономии греков.

Кукла «Подорожница».

Ангел.

Лихоманка.

«Зайчик на пальчик».

«Пеленашка».

«Матрешки – сувениры». Студия – мастерская «Комбинат матрешек» ...

Сувенир из Казахстана Подарок от сотрудника ТОДЮБ Людмилы ...

> Главная > Музей малой национальной игрушки

Статуэтка «Танцующий дервиш» (Турция).

Статуэтка «Танцующий дервиш» (Турция).

Де́рвиш (перс. درویش‎ — derviš — бедняк, нищий) то же, что и «каландар» или «календер» — мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма.

Танец дервишей – это просто круженье, танцующие почти не делают движений руками. Продолжается танец – сама – не меньше десяти минут, и оторваться от этого зрелища невозможно.

Традиция сама восходит к XIII веку, когда суфии под началом Джелаладдина Руми, персидского философа и поэта, предаваясь молитве и аскезе, познавали бога.

Но одаренный Джелаладдин Руми нашел путь, который и до сих пор смущает ортодоксальных богословов, – путь музыки и танца. Танец дервишей был изначально храмовым ритуалом, действом для посвященных. Чтобы быть допущенным к сама, монах три года проводил в монастыре, в жесткой аскезе: первый год он служил ближним, второй – Аллаху, и третий совершенствовал свою душу.

Но так получилось, что закрытый ритуал оказался чрезвычайно зрелищен, в нем очевидна и художественная ценность. Вихрь, создаваемый кружением дервишей, ритмичная музыка, гипнотизируют, захватывают зрителя. Созерцая танец, он получает некую весть о мире. Поэтому танец-молитву персидских суфиев сейчас активно исполняют в Турции на сцене, и ежегодно на могиле Руми проводят фестиваль дервишей.

Ни у какого другого танца нет столь странного костюма. Дервиши танцуют в высоких красных шапках, белых длинных платьях с очень широкой юбкой, а черную накидку сбрасывают в начале танца. Но вот каков смысл наряда: белое одеянье символизирует саван, шапка – могильную плиту, а накидка – гробовые покровы. Танец дервишей – это размышление о мире, драма смерти и возрождения, недаром бренные гробовые покровы сброшены в самом начале.

Значимо и положение танцующих на сцене: они собираются кругом, в центре которого – главный дервиш. Не такая уж редкая расстановка, но в случае сама она символизирует Солнце и планеты, и в этом космическом танце дервиши соединяют небо и Землю: для этого одна ладонь распростертых рук обращена кверху, а другая – книзу.

В экстатическом трансовом состоянии, закинув голову, дервиши могут кружиться так долго, как, кажется, не в человеческих силах. Вот, как будто, танец окончен, дервиши падают на колени. Но – музыка вступает снова, и кружение будет продолжаться.