Коллекция музея

Сувенирные куклы в киргизских национальных костюмах

Сувенир из Венеции – деревянная игрушка марионетка-дергунчик.

Статуэтка из соленого теста "Рыбак"

Деревянный Петух (Богородская скульптура)

Статуэтка бога Ганеши из Кении

Кукла в национальном костюме Шварцвальда

Джембе - национальный деревянный африканский барабан

Хантыйские куклы «Акань» и "Мисне"

Статуэтка «Танцующий дервиш» (Турция).

Кукла во вьетнамском национальном костюме

Японский Дракон

Куклы в костюмах народности Акха

Кукла в национальном хантыйском костюме

Осел

Подарок из Доминиканской республики

Японский журавлик

Богородская игрушка «Курочки клюющие»

Кукла в традиционном греческом костюме

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА

Матрешка

Колыбель (Подарок почетных читателей библиотеки семьи Аминовых, ...

Пасхальный заяц (Подарок ТРОО Российско-немецкого молодежного ...

Сувениры из керамики (Подарок Томской городской ...

Сувениры из керамики (Подарок Томской городской ...

Валенки

Лапти

Русская игра «В бабки» Подарок Назаренко Михаила Яковлевича, 2012 г

Свистулька

Кукла в национальном русском костюме.

Куклы в народных костюмах

Кукла Мориц в немецком национальном костюме

Куклы в национальных костюмах Бурятии

Кукла в национальном женском костюме Бурятии

«Шаманка»

Кукла в национальном хакасском костюме

Кукла в национальном осетинском свадебном костюме

Подарок от студенческой дизайн-студии Томского государственного ...

Подарок от ТРОО Российско-немецкого молодежного объединения Югендблик

Подарок от семьи Аминовых

Подарок от студии-мастерской «Русские сувениры», СОШ ...

Подарок от Музея «Мирной игрушки», п. Кисловка.

Подарок от Региональной национально-культурной автономии греков.

Кукла «Подорожница».

Ангел.

Лихоманка.

«Зайчик на пальчик».

«Пеленашка».

«Матрешки – сувениры». Студия – мастерская «Комбинат матрешек» ...

Сувенир из Казахстана Подарок от сотрудника ТОДЮБ Людмилы ...

«Барыня». Автор Алексеева Лиза, учащаяся школы-интерната ...

> Главная > Музей малой национальной игрушки

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской).
Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В хохломской росписи сохранён характерный для древне-русского орнамента приём исполнения (свободное кистевое письмо), которое позволяет создавать разнообразные композиции. Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки.

Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались с незапамятных времён. Делали ведёрки, яблоки, груши и другие игрушки. Их ярко расписывали кистью из травы «белоус», частыми красными и зелёными полосами и покрывали сверху светлым лаком. Делать расписных матрёшек начали с того времени, когда сын известного токаря-игрушечника Аверьяна Дорофеевича Вагина из деревни Мериново, расположенной в восьми километрах от Семёнова, привёз из Нижнего Новгорода Сергиево-Посадскую деревянную куклу-болвашку, окрашенную светло-зелёной растительной краской, изображавшую мужика с нарисованной бородой и усами. По аналогии с пасхальными яйцами куклу решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка прообраз будущей семёновской матрёшки. Первые матрёшки расписывали фуксином, сверху покрывали клеем вместо лака, отчего роспись в целом получалась тёмной. Особенно интересны были токарные матрешки мастеров Вагиных: плешивый мужик с бородой и усами и дородный мужик в шляпе и тулупе.

Истоки росписи семеновской матрешки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий Федорович привез с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болвашку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором-кокошником.

Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиево-Посадской росписи матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.

Ранние семёновские матрешки больше соответствовали духу древнерусской росписи, а линии рисунка были графичнее и легче. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо.

Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.