> Главная > Год театра

В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.

Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования. Мероприятия Года охватят все регионы Российской Федерации.

В рамках Года запланированы масштабные международные и всероссийские мероприятия. С марта по ноябрь 2019 года продлится Всероссийский театральный марафон, который начнется во Владивостоке, охватит всю страну и завершится в Калининграде. С июня по ноябрь в Санкт-Петербурге состоится Театральная олимпиада.

В 2019 году пройдут 25-й фестиваль «Золотая маска», XIV Международный театральный фестиваль имени Чехова, открытие сцены Малого театра в городе Когалыме, гастрольные проекты в рамках программы «Большие гастроли», Летний фестиваль губернских театров, Фестиваль театров малых городов России, Фестиваль-конкурс любительских театров России. Также в программе - мероприятия Союза театральных деятелей России, издание «Театральной энциклопедии России», тематические форумы, встречи, мастер-классы, семинары с ведущими актерами, режиссерами и театральными специалистами; конкурсы, направленные на поддержку современной драматургии и молодой режиссуры.

Вся информация по мероприятиям Года театра будет публиковаться на официальном сайте Года театра - 2019.culture.ru

"Театр - это целый мир". Информационный буклет к Году театра



 Виртуальные выставки, посвящённые  году театра в России


Театры России  

Удивительные театры мира


 

Томск театральный

История становления театральной жизни в Томске


Филимоновский театр

(1848-1884 гг.)

История театральной жизни в Томске берёт своё начало в середине 19-го века. Впервые в Томск приехала гастролирующая труппа актёров под руководством актёра Маркевича летом 1848 года. Труппа была странствующей и немногочисленной и дала несколько спектаклей в помещении манежа гарнизонных казарм (на сегодняшний день на этом месте располагается стадион «Труд»). Это были мрачные длинные сооружения. Их было четыре – по числу рот местного гарнизонного батальона, а пятое здание являло собой манеж для маршировки солдат. Один из залов манежа и превращался несколько раз в год в театр. Спектакли, прошедшие в манеже, пришлись по нраву томичам, и после отъезда труппы Маркевича жители города внесли предложение об открытии в Томске постоянного театра. Был пущен подписной лист, но собранных денег не хватило на постройку театра.

Дело в свои руки взял купец-золотопромышленник Н. Е. Филимонов, вложив значительную сумму. Первый театр в Томске был построен в 1848-1849 гг., а открыт летом 1850 года. В народе его прозвали «филимоновский». Здание было деревянным, крытое тёсом и построено на том месте, где сейчас находятся клиники медицинского университета (СибГМУ). Театр построен был наспех и имел множество неудобств, но его открытие было большим праздником для томичей и, к тому же, появилась возможность постоянно принимать у себя приезжих артистов. Когда в 1880 году в Томск для сооружения первого сибирского университета приехал профессор Василий Маркович Флоринский, он застал такую картину, очень живо отображаемую в «Заметках и воспоминаниях»:

«…Стоит не то обширный сарай, не то деревянный барак. Крытый полусгнившим тёсом, — это, оказывается, городской театр. Безобразнее этой хоромины трудно себе представить». И далее Флоринский пишет: «Был в театре. Играли раздирающую душу драму из русского быта. Актёры, примеряясь ко вкусу публики, старались изо всех сил воздействовать на неё отчаянными жестами и криками. В одной сцене, где по ходу действия требовалось убийство, артист выбежал со сверкающим топором в руке, бросился на свою жертву, как разъярённый зверь, и так неистово вонзил топор в деревянную скамейку, что нам сделалось просто страшно. От такого внушительного движения восторг публики был неописуем. О внешности Томского театра я уже говорил раньше. Внутренность его напоминает собой старый мрачный сарай со стойлами по бокам (ложи). Мы же были в ложе с Цибульским (в то время городской голова и, как и Филимонов, золотопромышленник). Прежде чем войти в ложу, человек Цибульского разостлал там тюменский ковёр, поставил столик, покрыв его салфеткой. Всё это было привезено из дому. Во время первого антракта дали нам в ложу самовар с чайным прибором, приготовили чай и печенья. Сначала это нас несколько удивило, но, осмотревшись кругом, мы заметили то же самое и в некоторых других ложах. Стало быть, такое чаепитие здесь в порядке вещей».

Не проходило года, чтобы в Томске не давали представления какие-нибудь странствующие труппы, ставившие по 15-20 спектаклей, 2-3 раза в неделю. Как правило, сборы от них были незначительными и не покрывали расходов по содержанию труппы, и артисты были вынуждены отправляться на поиски новых сборов, порой, не дождавшись окончания сезона. Вскоре Н. Филимонов передал театр в заведование городской думы, но она не проявляла должной заботы о нём. К сожалению, не сохранились материалы, которые могли бы дать представление о репертуаре томского театра в 40-50-х годах XIX в., но судя по немногочисленным свидетельствам, дошедших до нас, основным видом театральных представлений были спектакли, не выходившие за пределы легковесных театральных безделок, забавных шуток сального характера. Оценивая театральную деятельность приезжавших в Томск странствующих трупп Маркевича, Петрова, Астапова (Ярославцева), Глушкова, Лазарева и других антрепренёров, газета «Томские губернские ведомости» писала в 1858 году, что в Томске «идут по большей части водевильные комедии», а попытки некоторых трупп ставить классические драмы к успеху не приводили. «Богатые, - пишет газета, имея в виду многочисленное торговое сословие Томска, - не находят драмы интересными» и «скучают» на их представлении, «ожидая что-нибудь весёленькое».

Публика ждала от театра лишь увеселений. Разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы поднимать зрительские вкусы до уровня художников: провинциальный театр ориентировался, прежде всего, на «почтенную публику». Со временем театр менялся и с театральных подмостков стали звучать темы, которые не могли звучать ранее. Театр заговорил о проблеме морали и права, государственного устройства. С начала шестидесятых на афишах театра стали появляться пьесы А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Ф. Писемского, А. Н. Островского. Изменился и стиль театральных рецензий. Первым, кто решил сколотить капитал на провинциальной сцене, был антрепренёр Краузе. Томичи радостно встретили московскую труппу, привезённую Краузе, но очень быстро распознали низкий профессиональный уровень артистов и убогость репертуара, состоявшего из мелодрам и фривольных водевилей. Резко отрицательную оценку получили и спектакли труппы Надлера. «Произведения, не делавшие чести ни театру, ни труппе, ни самому господину Надлеру», - пьесы-развлекалочки с внешними эффектами, грубой буффонадой и часто каскадным жанром». Несмотря на провал предыдущих трупп, гастролировавшая в 1877 году труппа П. Н. Новикова заслужила положительные отзывы и её состав газета «Сибирь» назвала «блистательным». Входили в неё талантливые актёры – Смирнова, Королёвы, Плонская и другие. Труппа Новикова поставила в Томске 25 «серьёзных представлений», показав томичам лучшие комедии и драмы Островского, Сухово-Кобылина и других русских драматургов, завоевав тем самым успех. Попытки писать пьесы были и у самих томичей. Так, актёр томского театра Яковлев-Кыштымов написал в 1878 году пьесу с очень выразительным названием «Плетью обуха не перебьёшь». Сюжет её несложен: дочь колыванского купца Михайлова, несмотря на отказ отца дать согласие на брак, решает выйти замуж за любимого человека. Но жених, узнав об отказе родителей, и не видя другого выхода, кончает жизнь самоубийством. Цензура пропустила пьесу и по городу были расклеены афиши, но именитое томское купечество вмешалось в дело, усмотрев в пьесе подрыв устоев буржуазной семьи. Спектакль пришлось отменить, а автор был вынужден выехать из города. Под запрет купечеством попала ещё одна пьеса «За правду и честь», но уже другого автора – актёра Горбунова. Ажиотаж вокруг постановки был большой, ведь драма бичевала нравы купцов-самодуров. Так случилось, что в день премьеры заболела одна из актрис, и пришлось объявить о переносе спектакля несмотря на то, что зал был переполнен.

Достойна упоминания и драматическая труппа Е. И. Авраховой, которая играла на томской сцене в 1880-1882 годах. Привлекала внимание, в первую очередь, сама атрепренёрша – под псевдонимом Никольская она талантливо исполняла роли комических старух, а это амплуа неизменно любимо зрителем. Также на томской сцене блистал комик М. П. Тихомиров, впоследствии актёр Санкт-Петербурского Малого театра, а Е. Ф. Софонова восхищала публику своей драматической игрой. Со временем Томск разрастался, становясь крупным культурным центром края и городу нужно было новое театральное здание. Деревянное же здание театра, построенное в 1848-1849 гг., просуществовав более 30 лет, пришло в ветхость, и было продано за 200 рублей на слом. Томская городская дума долго отклоняла предложения о постройке нового здания, несмотря на то, что уже тогда некоторые из жителей города вносили значительные суммы на постройку нового театра. Известный томский музыкант, дирижёр и педагог Моисей Исаевич Маломет, отец которого работал в «филимоновском» театре, рассказывает в своих воспоминаниях: «Театр принадлежал городу и находился на территории нынешней Университетской рощи, на том месте, где теперь клиники медицинского университета. Когда было в 1880 году принято решение об открытии университета, театральное здание, находящееся на отведённой для университета земле, было в 1882 году снесено, да к тому же оно пришло в такую ветхость, что давать представления в нём было небезопасно». Последующие три года приезжие труппы давали спектакли в манеже местного гарнизона, оборудованном под театр.

Королёвский театр

(1885-1905 гг.)

Между тем в Томске продолжалась кампания по сбору средств на сооружение нового театрального здания. Интересно об этом пишет томский краевед И. Е. Лясоцкий: «Томск Пасху (1884 г., прим. автора) праздновал шумно и пьяно. Бельский ходил с визитами и вечером застрял у купца Тельных. Тельных был одним из наиболее культурных томских толстосумов. Он первым в Томске начал торговать аптекарскими товарами, а жена его окончила институт благородных девиц. Этого купца в пьяном виде Бельский и уговорил дать денег на постройку настоящего театра. Красовский узнал об этом от Бельского в тот же вечер и назавтра поехал с визитом к Тельных поблагодарить его за обещанные 15 тысяч рублей. Купец уже и забыл о своём обещании, но, польщённый визитом губернатора, отказать не посмел, тем более что губернатор посулил ему медаль. Но 15 тысяч было мало на постройку театра, и потому губернатор попросил купца указать ему, кого ещё можно привлечь к этому делу. Через несколько дней компания из пяти купцов с капиталом в 25 тысяч рублей собралась у губернатора. Тут же был губернский архитектор Наранович, которого губернатор попросил составить схему и план на постройку театра, и городской голова Михайлов, обещавший от имени городской думы отвести бесплатно под театр место из городских земель».

Весть о постройке нового театра быстро узнал весь город и, в том числе, купец-миллионщик Евграф Королёв. Тот факт, что его не пригласили в компанию, очень огорчил Королёва, и он с обидой поехал к губернатору. Губернатор, напротив, обрадовался Королёву как новому члену-пайщику и устроил его в компанию. Ведший постройку театра Пастухов, зная крутой нрав нового компаньона, повернул дела так, что во главе строительства оказался Королёв, но тут возникли трудности. В связи со строительством Томского университета, свободных строительных материалов не было, своих запасов Королёв не имел, а Пастухов свой лес не уступал. Поскольку Королёв был человеком своевольным и не любил ни у кого одалживать и к компаньонам обращаться не хотел, он пообещал губернатору, что года через два сам выстроит настоящий каменный театр на свои средства: «Но, чтобы театр был вполне мой, чтобы я во всякое время, никого не спрашиваясь, мог замки на него повесить и чаи сложить». Королёвым был сделан хороший расчёт на то, что театр оправдает себя, да и представится хорошая возможность доставить удовольствие господину губернатору. Учитывая, что университет вот-вот завершит своё строительство и не сегодня-завтра приедут профессоры, преподаватели, студенты и служащие университета – а это зритель, несущий доход и благодаря которому Королёв мог покрыть все затраты на строительство нового здания театра. Также к Томску строилась железная дорога, и приезд театральных трупп не должен был оказаться затруднительным.

К зиме 1885 года здание театра было выстроено и являлось первым каменным театром в Сибири (каменный театр в Иркутске был построен в 1897 г., в Красноярске – в 1902 г., в Омске – в середине 19 века). Антрепренёром театра стал сам Евграф Королёв, а ответственным распорядителем артист Корсаков. Здание было построено в три яруса, имело ложи, партер, амфитеатр и галерею. Но на здании сказалась характерная черта всех провинциальных театров, и внешне красивый театр оказался не совсем удобен. Заботясь больше о состоятельной публике и своих доходах, Королёв отвёл больше места для партера и лож, отделав их со всеми удобствами. Верхние ярусы, «галёрка», которые предназначались для публики попроще, были неудобны, вмещали слишком мало зрителей, да и цена мест была слишком высока.

19 сентября 1885 года состоялся первый спектакль в честь открытия театра. В труппе, быстро завоевавшей симпатии томского зрителя, было немало хороших артистов – Строгова, Немирова, Скуратов, Штольц-Туманова, Костяковская, Тихомиров, Горбунов, Топорков. Репертуар тоже сложился довольно хороший – часто ставили пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина, Шекспира, Шиллера, но среди них стояли и пьесы драматургов-ремесленников – Аверкина, Шпажинского и др. Конец 80-х и 90-х годов отмечен чередой удачных событий в театральной жизни Томска. Большим событием для нового театра и для всей театральной жизни Томска была постановка 13 октября 1887 года комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. В сезон 1888/1889 гг. на сцене ставились и прошли с большим успехом «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Пучина» Н. А. Островского и новая пьеса Д. Н. Мамина-Сибиряка «Золотопромышленники» - бытовая хроника из сибирской жизни. Отмечая хорошую, содержательную игру артистов Ржевского, Крылова, Корсакова и других, критика подчёркивала, что пьесы русских писателей вызвали чуть ли не восторженные отзывы зрителей, увидевших в них знакомые типы из окружавшей их жизни. Но администрация театра и её покровители смотрели на дело иначе. Они шли на поводу у другого зрителя, которому совсем не хотелось видеть на сцене правду и себя. И снова на афишах запестрели названия пьес и имена модных авторов, популярных в эти годы – водевили В. Крылова и переделки князя Кугушева, мелодрамы Невежина и драмы А. Потехина, пьесы Суворина и Буренина. Таким образом, репертуар томского театра к началу нового века мало чем отличался от репертуара любого театра тех лет. Наличие в нём большого количества пьес опытных драматургов-ремесленников, переводных пьес, популярных мелодрам и водевилей вперемежку с лёгкими оперетками, характерных для начала 1880-х годов, стало типичным явлением всех последующих сезонов. Это объяснялось, с одной стороны, вкусами буржуазной части публики, с другой, - соображениями чисто экономическими, заставлявшими ставить в один сезон как можно больше новых пьес.

Позднее Е. Королёв передал антрепризу своему помощнику по административным делам артисту Н. А. Корсакову и благодаря его стараниям в Томске начали появляться и оперные труппы. Так, летом 1897 г. «с небольшой, но умело составленной труппой» в Томск приехала великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова. С её участием были сыграны спектакли «Гроза», «Без вины виноватые», «Василиса Мелентьева» Островского, «Укрощение строптивой». Шекспира. Отзывы томской публики и рецензентов были высокими. «Стены Томского театра никогда не слышали таких шумных, восторженных аплодисментов», - писала местная пресса. По праву можно считать блестящей антрепризу Каширина и Аярова в сезоны 1900/1901 и 1901/1902 гг., когда ставили исключительно серьёзный репертуар и играли такие актёры, как Смирнова (впоследствии артистка императорского Малого театра), известный комик Раковский, Белоконь, Орлов-Чужбинин и другие. После них театральное дело до такой высоты долго не поднималось.

Следует отметить интересный факт, показывающий оторванность театра царской России от жизни. Все знали великого русского писателя Н. В. Гоголя и как драматурга. Казалось бы, что в 1902 году, когда отмечалось 50-летие со дня смерти Гоголя, в репертуаре томского театра должны были появиться его бессмертные комедии «Ревизор» и «Женитьба». Однако на деле этого не было. Королёвский театр не принял участия в знаменательной дате, справляя в эти дни прощальные спектакли и бенефисы своих артистов. Но, несмотря на это, томскому театру грозила другая опасность. Театр находился напротив Троицкого кафедрального собора. В 1850 году у собора при постройке обвалился купол, строительство возобновилось лишь в 1885 году, но никому и в голову не пришло, что театр и собор стоят, по законам Российской империи, в недопустимой близости друг от друга. В 1892 году в Томск был назначен епископ Макарий Невский и именно он заявил протест, что вблизи «храма божия» стоит «дом публичного разврата» - именно так он именовал театр. Чтобы хоть как-то защитить театр, Королёву пришлось выстроить между театром и собором длинное трехэтажное здание, в котором позже располагалось управление Сибирской железной дороги (сегодня здание ТУСУРа).

К сезону 1905 года в Томск приехала опереточная труппа Тотманова, но волна освободительного движения захватила и Томск. Театр стал местом митингов и общественных выступлений. 20 октября 1905 года толпа черносотенцев сожгла как здание театра, так и здание управления Сибирской железной дороги вместе с людьми, находившимися в них. В огне пожара погибли сотни людей, а тех, кто пытался выбраться из пламени – расстреливали в упор, добивали баграми и топорами. В листовке Томского комитета РСДРП говорилось: «Совершено чудовищное преступление… Сожгли около 300 живых людей… Сожгли большинство людей, совершенно непричастных к революции. Больше половины сожжённых в здании Управления были простые обыватели, пришедшие за получкой жалования». Трагедия отразилась и на театральной истории Томска – работавшая в то время на сцене опереточная труппа Тотманова понесла огромные убытки. В городе, лишившемся цивилизованного театрального здания, с сезона 1906/1907 театральное дело резко пошло на убыль.

Спустя четыре года наследники купца Е. Королёва реставрировали здание управления Сибирской железной дороги, но здание театра не разрешили реставрировать из-за близости к храму.

Театральная жизнь в Томске  

в 1905-1917 гг.

Долгое время в Томске не было театра, а спектакли ставились в Общественном собрании (позже в здании разместился Дом офицеров). Сцена и зрительный зал в Общественном собрании были небольшие, но, тем не менее, эта сцена и этот зал видели знаменитостей. В мае 1909 года здесь шесть спектаклей со своей труппой дала Вера Фёдоровна Комиссаржевская, ставился Островский, Ибсен и другие авторы. После Комиссаржевской в Томске гастролировал Пандарин с ансамблем Малого театра. Также в 1910/1911 гг. в Томске выступали Собинов, Вяльцева, Орленев, Г. Г. Ге, Варламов и многие другие знаменитости.

В начале 20-го века Томске были и другие театральные здания: в 1908 году ресторатор В. Л. Морозов открыл деревянный летний театр в саду «Буфф», в котором выступали опереточные и драматические труппы. В 1912 году В. Л. Морозов открыл кинотеатр «Марс», в котором с лета 1917 г. действовал музыкальный театр «Интимный» под руководством А. П. Троицкого и Н. И. Кулакова. Ставились лёгкие скетчи, небольшие оперетты, а в 1919 году на его сцене танцевала московская балерина В. Г. Кельцева. В апреле-мае 1917 г. в Томске гастролировала «Русская опера» А. С. Костаньяна и И. П. Плиева. Летом 1917 года была создана драматическая труппа в Томском гарнизоне, которая ставила спектакли в помещении манежа Общества содействия физическому развитию (сегодня здание сохранилось по ул. Красноармейская, 14). Спектакли ставили также в Народной бесплатной библиотеке, где был небольшой зрительный зал на 400 человек. Кроме профессиональных актёров в Томске были и любители, организовавшиеся в 1885 году в Томское драматическое общество, позднее преобразованное в литературно-музыкально-драматическое общество, участники которого регулярно ставили спектакли на сцене Бесплатной народной библиотеки.
Среди томских любителей были и даровитые актёры, имена которых стали потом широко известны по всей России. Из Томского драматического общества вышли в конце 19-го века Варвара Осиповна Массалитинова, впоследствии известная артистка Малого театра, и её брат Николай Осипович Массалитинов, впоследствии артист Московского Художественного театра.*

                                                                                      *Информация взята: Театры на карте и в  истории Томска: справочно-библиографическое издание / Томская обл. дет.-юнош. б-ка. – Томск, 2019. – 114 с.


Официальные сайты театров города и области Томска


Томский областной ордена Трудового Красного Знамени театр драмы

http://www.tomskdrama.ru/

Томский областной театр юного зрителя http://tuz-tomsk.ru/

Томский областной театр куклы и актера "Скоморох" им. Р. Виндермана http://www.skomoroh.tomsk.ru/

Томский драматический театр Версия http://teatr-versia.tomsk.ru/

«Камерный драматический театр» под руководством Алевтины Буханченко http://tabteatr.ru/

Театр живых кукол «2+ку» http://www.2ky.tomsk.ru/

Школа-Студия-Театр «Индиго» http://aelitatomsk.ru/kollektivy/indigo/

Северский молодежный театр  «Наш мир» http://teatrnm.com/

Северский театр для детей и юношества  http://sevtdu.ru/