В этом разделе

> Родителям и педагогам > О правах детей

О правах детей

«Нужны ли конфликты?»

(Разрешение конфликтов и ведение переговоров)

Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Это означает, что учитель, преподающий граждановедение, должен обладать этим умением прежде всего.

Недостаточно внимательное отношение к разногласиям в классе ведет к тому, что дети перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимание личным качествам. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения «Я – против – тебя», когда объектом спора является личность оппонента, что оказывает разрушающее воздействие на общение в коллективе. Но опыт показывает, что развивать и обогащать общение и коммуникацию, нормализовать отношения можно именно благодаря конфликтам. Если работа с детьми построена на ориентации «Мы против проблемы», то возможным становится преодоление привычных стереотипов поведения в конфликте. Проще говоря, это означает бороться не с тем, кто противостоит вам в конфликте, а вместе с ним против проблемы для ее успешного разрешения. 

Конфликт – это то, что нужно уметь моделировать, инициировать, так как это способствует преодолению инерции детей, создает и обостряет проблему, выявляет мотивацию деятельности. Целенаправленная работа по выработке способов преодоления противоречий поможет выработать учащимся новые качества характера, которые пригодятся им в жизни. 

Необходимо, чтобы учитель был всегда готов обсуждать конфликты и противоречия. Подчеркивайте мысль о том, что любая проблема разрешима. 

Вот несколько советов:

    1. Определите проблему и признайте ее существование. Ничего не делайте и ничего не говорите сами. Попросите детей, которых касается конфликт, обсудить совместно свое поведение.

    2. Опишите то, что случилось. Спросите об этом участников и свидетелей конфликта. Пусть они выскажутся по очереди. Там, где это уместно, подбодрите ребенка – это может смягчить чувство гнева или обиды. Однако важно при этом оставаться нейтральным. 

    3. Продумайте ряд решений. Предложите сделать это же детям. Если они затрудняются, предложите свои варианты.

    4. Обоснуйте эти решения. Поощряйте детей к обдумыванию последствий этих решений. Напомните об аналогичном прошлом опыте.

    5. Выработайте план действий. Ищите общего согласия по одному из предложенных решений.

    6. Выполните это решение.

Позиция учителя крайне важна. Если конфликт произошел на национальной или расовой почве, где есть явная дискриминация одним ребенком другого, рекомендуется решительно осудить такое поведение, выразить явную поддержку оскорбленному ребенку. Необходимо помогать детям, оказавшимся в роли жертвы. 

По возможности в каждом удобном случае следует обращать внимание детей на этническое многообразие в классе, стране, помогать осознать его и даже приветствовать как залог успешного развития культуры человечества в целом.