В этом разделе

> Родителям и педагогам > О правах детей

О правах детей

Воспитание у детей адекватного отношения к инвалидам

Дети – очень добрый, чуткий, милосердный народ, и то, что нужно долго объяснять взрослому человеку, ребенок понимает сердцем. Но кто же научит его видеть и понимать трудности больного человека? Конечно, папа с мамой. Но только, наверное, не тем, что на вопрос: «А почему дяденька так смешно ходит?» родители, опустив голову и дернув к себе малыша посильней, начинают что-то бормотать о страшных болезнях. Думается, что в таких семьях вообще не обсуждаются проблемы людей с ограниченными возможностями отдельным пунктиком. 
Да, инвалидам нередко нужна помощь в простой, элементарной для здорового человека ситуации, но это не делает их изгоями. Они не несут никакой угрозы и заняты теми же делами, что и другие люди: работа, магазины, встречи с друзьями. Значит, нет причин их бояться. И ребенку, в стране которого уважительно относятся ко всем гражданам, никогда не придет в голову при виде «особого» человека выворачивать шею и оскорбительно его разглядывать. 
В странах, где жизнь адаптирована к нуждам инвалидов, прохожие не вздрагивают при виде человека с синдромом Дауна. Он не вызывает ни у кого какой-либо негативной реакции. Для людей с частичной или полной потерей зрения инфраструктура приспособлена так, что сигналы специальных устройств, информирующих их о препятствиях, никого не раздражают. Специальные звуки настолько органично влиты в окружающую среду, что позволяют людям с белой тростью быть практически незаметными и, что наиболее важно, - самостоятельными. Человек в инвалидном кресле на показе мод, в аквапарке или ночном клубе никогда не вызовет вопроса: «А что этот здесь делает?». Если обществом люди с ограниченными возможностями принимаются и привлекаются во все сферы деятельности, тогда и дети растут, адекватно воспринимая всех отличающихся от папы и мамы. Потому что, согласитесь, удивляться тому, что обыденно в их жизни и жизни их родителей как-то странно. 
Сегодня практически весь мир понял, что каждый человек ценен сам по себе. Абсолютно каждому можно помочь найти свое место, проявить себя. Просто одним людям нужны одни условия для жизни и деятельности, а другим – другие, и на Западе из этого не делают непреодолимой преграды. В России, к сожалению, не видят в людях с инвалидностью хоть сколько-нибудь полноценных граждан, способных принести пользу своему государству. Скорее наоборот, сейчас наметилась тенденция изоляции инвалидов от общества, и, следовательно… Если вместо того, чтобы за одну школьную парту посадить вместе таких разных и в тоже время таких одинаковых детей, учителя будут схематично рассказывать про особенный вид человека – «инвалид», мы еще очень долго и безуспешно будем говорить об адекватном отношении наших детей к людям с ограниченными возможностями. 
Если бы в нашей стране не создавались специальные учреждения для инвалидов (попросту резервации), если бы у людей с ограниченными возможностями было больше прав и возможностей для самореализации, то сегодня бы нам не пришлось ломать голову над вопросом, как же воспитать у ребенка адекватное отношение к инвалидам.