Материалы

Краеведческий всеобуч Каргасокской библиотеки (Word, видеоролик)

Из опыта работы Детской библиотеки МБУ "Асиновская межпоселенческая централизованная библиотечная система"
(Word, PowerPoint)

Долгосрочная целевая программа «Символика народного орнамента и современность» на 2013 – 2015 годы

Нам не жить друг без друга: Опыт взаимодействия МБУ ЦДБ с учреждениями культуры

Суперчитатель-2013 в Шегарской библиотеке

Из опыта работы библиотек Кожевниковского района

Экологический конкурс «ЭКОФАНТАЗЁР» в Шегарском районе

«Моё село – красивый уголок России»: краеведческая деятельность библиотек Чаинского района

Проект МУ "Кедровская ЦБС" "Читающий город"

Краеведческая деятельность библиотек Томской области

Мурзина А. Н. Как воспитать у детей интерес к чтению. Опыт детского абонемента Центральной библиотеки г. Кедровый

Как привить ребенку любовь к чтению. г.Кедровый.

Галина Малыгина. Никогда общение с книгой не заменит самая совершенная техника.

Булдакова Л.Б. Привлечение к чтению детей и юношества в условиях детской библиотеки с.Подгорное

Нестерова Н.Б. «Читающий город» Колпашево

«Краски и звуки родной природы» деятельность Детского центра экологической культуры «Гнёздышко» на базе Побединской библиотеки Шегарского района.
> Коллегам > Как воспитать у детей интерес к чтению

Как воспитать у детей интерес к чтению



Опыт детского абонемента Центральной библиотеки г. Кедровый

 

Мурзина Александра Николаевна,

библиотекарь детского абнонемента Кедровской ЦБС

 

         Немногие родители могут похвастаться тем, что их ребенок много и с удовольствием читает. Скорее наоборот, большинство родителей часто жалуются на то, что дети не интересуются книгами, не любят чтение, ограничиваются только учебниками или литературой школьной программы. Любовь к чтению не является отличительной чертой современных детей, а тем более подростков. И этому есть вполне объяснимые причины.

В наш мир информационного бума, когда люди становятся заложниками телевидения, мобильной связи, Интернета дети особенно подвержены так называемому информационному пресыщению. Зачем читать, когда можно посмотреть или послушать? Раньше книга была практически единственным источником информации, в глазах же современных детей и подростков она таковым не является.

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы? Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Привить ребенку любовь к чтению – основная цель нашей библиотеки, детского абонемента. Ведь формирование духовной культуры личности и потребность в книге закладывается в раннем детстве, всегда осуществляется через чтение. Актуальное направление, которое успешно осваивает наша библиотека – «Работа с семьей». Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе с взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, а затем вместе читают ее. Такое общение, сближающее людей разных возрастов, воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово.

На абонементе выделен красочно оформленный открытый для читателей книжный стенд под названием «Читаем сами, читаем с мамой» с разделами: «Наши юбиляры»,  «Как хорошо уметь  читать!», «Мои первые книжки», «Наши руки не для скуки», «Все прекрасное – в сказках» и другие.  Почти все эти книги пользуются спросом у наших читателей, с удовольствием берут их на дом  почитать, ждут, когда появятся новые книги.

А также в тесном контакте работаем с руководителями детского чтения дошкольного, младшего школьного образования. Причём, если раньше упор делали на младших школьников, то, сейчас возрастной акцент изменился. Более активно стали работать с детьми и руководителями дошкольного образования. Потому, что чем раньше мы начнём работу по воспитанию любви к книге, тем лучше. Стараясь привлечь наибольшее число новых пользователей, мы применяем новые формы работы и совершенствуем прежние, традиционные. Особенно это заметно в раскрытии книжного фонда библиотеки, рекламной и выставочной деятельности, а также создании презентаций, которые мы подняли на более качественный уровень. Результат – если раньше нам приходилось приглашать в библиотеку на мероприятия, то сейчас руководители детского чтения сами просятся к нам на мероприятия. Реклама, выставка и само мероприятие строятся таким образом, что книги, стоявшие в фонде долгое время нетронутые, разбирались моментально и полностью, а также создавалась очередь. Внимательно ознакомившись со всем, что было организовано для детей в нашей библиотеке, было решено в 2009 году создать детский клуб «Книголюб», который сплотил мам и ребятишек дошкольного возраста, которые не посещают детский сад, и детей начальных классов из многодетных семей. Поэтому каждая встреча в библиотеке включала в себя и занятия, развивающие способности детей – аппликация, лепка из пластилина, рисование; чтение различного характера – рассуждение, обсуждение, объяснение, наслаждение, развлечение; воспитательные моменты и конечно игровые блоки. Клуб «Книголюб» - объединение добровольное, предназначенное для общения и совместной деятельности в свободное время с целью развития творческой самодеятельности, общественной активности, духовно-нравственного воспитания.

Ярко, насыщено, продуктивно прошла традиционная Неделя Детской книги. Накануне была проведена активная реклама – распространялись яркие буклеты-приглашения и памятки родителям. Объявления были размещены на городских стендах, в школе, в местной газете «В Краю Кедровом». Результат – более 200 ребят посетили мероприятия Недели Детской книги, наш фонд пополнился экземплярами замечательных детских книг, приобретением новых друзей среди юных читателей и взрослых.

 

Предлагаем текст памятки для родителей, который используется в нашей библиотеке.

 

Как воспитать у детей интерес

к чтению?

/памятка для родителей/

 

 

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения.

1. Показывайте пример

Будьте примером для ребенка. Показывайте ему, что вы читаете разнообразные виды текстов: от электронной почты до художественной литературы. Делитесь прочитанным. Обсуждайте всей семьей прочитанное за ужином.

2. Читайте каждый день

Особенно если ваш ребенок еще не достаточно близок к подростковому возрасту, практикуйте ежедневные чтения. Это могут быть чтения различных книг, причем не только на ночь. Замените книгой просмотр телепередачи. Но читайте всегда усердно, подражайте голосам героев, выражайте эмоции, передаваемые автором.

3. Откройте ребенку библиотеку

Покажите вашему ребенку библиотеку или книжный магазин. Практикуйте еженедельные походы в эти места с целью выбора книг. Пускай ребенок попробует выбрать то, что ему интересно, сам. Это будет хорошим стимулом. Старайтесь, чтобы каждый раз ребенок имел возможность познакомиться с разными видами литературы и произведений. Советуйтесь с библиотекарем.

4. Задавайте вопросы

Интересуйтесь тем, что прочитал ребенок. Спросите, что ему больше всего запомнилось, понравилось, что он не до конца понял, что его встревожило.

5. Учитывайте интересы ребенка

 При выборе книг старайтесь учитывать то, что нравится вашему ребенку. Принимайте во внимание то, что его интересует: животные, история или что-либо другое. Вы всегда сможете найти интересную книгу по любой тематике.

6. Дарите книги

Книга и сегодня остается хорошим подарком. Дарите своим детям книги, особенно если они являются продолжением уже понравившегося им издания. Дома всегда должна быть хотя бы одна книга, которая еще не прочитана ребенком, но соответствует его возрасту и интересам.

7. Устраивайте читательский перерыв

Хотя бы на 10-20 минут в день выключайте телевизор и компьютер и читайте вместе с ребенком. Вы можете устроить небольшой турнир, победителем которого окажется тот, кто прочтет больше страниц. Подыграйте своему ребенку, но обязательно убедитесь, что он читал честно и понимает прочитанное. Ну и конечно, не стоит забывать о призе.

8. Пусть ребенок напишет собственную книгу

Позвольте ребенку написать собственную историю. Предложите проиллюстрировать ее, добавить информацию об авторе. Займитесь оформлением книги: переплетом, ламинацией. Обменяйте книгу ребенка на новую книгу из магазина или, еще лучше, написанную вами.

9. Учите детей бережному отношению к книгам

Ребенок всегда должен помнить, что книги - это наши друзья. Если книга не используется по назначению, она должна лежать на чистой полке. В книгу нельзя класть ничего, кроме закладок. И, само собой, книга не представляет собой холст для рисования.

10. Начинайте с самого простого и интересного

Всегда можно найти очень интересную книгу, которая понравится каждому ребенку. Это могут быть известные сказки, приключенческие истории, веселые детские рассказы. Проследите, чтобы книга для маленьких детей была хорошо проиллюстрирована. Предложите ребенку комиксы (но следите за тем, чтобы они не заменили качественную литературу), купите журналы (но контролируйте качество их содержимого). Если ребенку понравился фильм, предложите для прочтения книгу, по которой он был снят. Помните, что первый опыт является самым важным!