В этом разделе

> Коллегам > Конференции

Конференции

Всероссийская научно - практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» 2-3 ноября 2015г. Итоги

Всероссийская научно - практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» 2-3 ноября 2015г. Итоги

Завершилась работа Всероссийской научно - практической конференции «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы», которая проходила в г. Томске 2 - 3 ноября 2015г. Конференция проводилась в рамках реализации «Стратегии непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011 – 2020г.г.»

В конференции приняли участие представители государственных, общественных и научных организаций, специалисты в области экологического образования, воспитания и просвещения, сотрудники музеев, библиотек, представители средств массовой информации, преподаватели вузов, методисты, учителя, педагоги дополнительного образования, воспитатели детских садов. Было представлено  10 регионов России (всего более 400 человек) и один представитель Корнельского университета (шт. Нью-Йорк, США). Открытие конференции состоялось в Большом зале Федерации профсоюзных организаций Томской области.

На конференции работало 9 секций:

1. «Экологическое образование в учреждениях дошкольного образования».

2. «Экологическое образование в начальной школе».

3. «Экологическое образование в общеобразовательных организациях Томской области (основная и старшая школа)».

4. «Экологическое образование в профессиональных образовательных организациях».

5.  «Дополнительное экологическое образование в образовательных организациях  разных видов и типов».

6.  «Роль учреждений культуры в формировании экологического мировоззрения».

7.  «Вузовское и послевузовское экологическое образование».

8. «Роль общественного движения и особо охраняемых природных территорий  в  организации экологического просвещения населения».

9. «Средства массовой информации  как важный инструмент в  формировании экологической культуры общества».

В ходе конференции было заслушано 230 докладов, рассмотрены и обсуждены итоги выполнения в 2011-2015 гг. программы «Непрерывное экологическое образование и просвещение населения Томской области», а также актуальные проблемы непрерывного экологического образования и воспитания на территории Российской Федерации и определены перспективы дальнейшего развития.

Участниками конференции были представлены новые психолого-педагогические подходы, технологии, содержательные аспекты, модели в области преподавания экологии; уникальный опыт работы с детьми, подростками, молодёжью, основанный на культурных и научных традициях разных регионов нашей страны.

Докладчиками был дан обзор существующих проблем, поставлены задачи образовательных организаций разных уровней в области формирования экологической культуры в условиях перехода к новым ФГОС; обозначены явления и процессы, негативно отражающиеся на развитии системы непрерывного экологического образования и просвещения.

Секция «Роль учреждений культуры в формировании экологического мировоззрения» работала в Томской областной детско-юношеской библиотеке (ОГАУК «ТОДЮБ»).  

С 2006 года библиотека является организатором данной секции. В работе секции приняли участие 61 человек, это библиотекари Томской области, представители профессионального и дополнительного образования, сотрудники музеев: «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, ОГАУК «Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова»,  МБУ «Музей г. Северск» и др.

На секции было заслушано 15 докладов. Участники  делились с коллегами опытом работы, который достаточно разнообразен по формам и методам:

- В рамках культурно-просветительской деятельности проводились экологические акции, творческие конкурсы, экомарафоны, флэшмобы, открытые чтения, квесты.

- В рамках информационно-методической деятельности проводились обучающие конкурсы профессионального мастерства, Дни информации, Дни специалиста, консультации для руководителей детского чтения, воспитателей и преподавателей, организовывались выставки – просмотры, издавались и распространялись методические и библиографические материалы, дайджесты, рекомендательные списки, памятки и видео-презентации.

Библиотеки в последние годы уделяют большое внимание созданию,  пополнению и активному использованию экологических электронных ресурсов. На сайтах библиотек создаются экологические страницы, которые являются одними из основных источников электронной информации об экологической деятельности библиотек и их ресурсов.

Все чаще библиотеки используют формы работы, отвечающие современным требованиям времени.
Примером тому может служить проведение в рамках секции
«Роль учреждений культуры в формировании экологического мировоззрения»  Интернет - моста  с  ГБУК «Белгородская государственная универсальная научная библиотека» г. Белгород. Участники секции с большим интересом прослушали выступление главного библиотекаря отдела производственной литературы Исаевой Аллы Борисовны, которая  рассказала про акцию «Библиотечный дворик». В Белгороде акция имела заслуженный успех, так как позволила сделать город ещё краше.  Кроме этого, Алла Борисовна рассказала об успешной реализации проекта «Школа экологической культуры».

Библиотекари ГБУК Республики Хакасия "Хакасская республиканская детская библиотека" представили вниманию слушателей замечательный эко-проект «Следопыты зелёного мира». Сотрудники Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова поделились своими достижениями и инновациями в рамках организации и внедрения системы экологического просвещения населения Алтайского края.

Работа секции транслировалась в Интернете в режиме реального времени и любой желающий мог прослушать прозвучавшие выступления.

Результатом работы секции стало подтверждение того, что наряду с другими организациями учреждения культуры Сибирского региона оказывают влияние на воспитание культуры общения с природой, формируют экологическое мышление, овладевают эффективными формами и методами экологического просвещения.  Успешно налаживают партнерское взаимодействие, привлекают внебюджетные средства, способствуют расширению источников информации о состоянии окружающей среды, вовлекают людей в активные природоохранные действия.

Участники секции «Роль учреждений культуры в формировании экологического мировоззрения» пришли к выводу, что работа будет эффективнее, если начать шире использовать формы межведомственного взаимодействия в сфере экологического просвещения между учреждениями культуры, общего образования, учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, СУЗами, общественными организациями и другими заинтересованными лицами.

 

Информацию подготовила Небаева В. А., заведующий организационно-методическим отделом ОГАУК «Томская областная детско-юношеская библиотека»