> Детям > Любимые книги известных Томичей > Колыхалов Вениамин Анисимович

Колыхалов Вениамин Анисимович Писатель, член Союза писателей России

   С детских лет до настоящего времени пронес я любовь к гениальной поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Сердце ребенка особенно восприимчиво к обидам, несправедливости, лжи. В произведениях Н.А. Некрасова – Заступника, Учителя, Радетеля за простой народ, сияла та правда жизни, которую способно было уловить сердце мальчика, обделенного ласками родителей и Родины.
   Природа в творчестве поэта представала живой, ранимой, одухотворенной.
      Идет – гудет Зеленый Шум,
      Зеленый шум, весенний шум…
   Сказочно – магический запев стиха отрадно действовал на душу, подпитывал чистой энергетикой гениальных строк.
      Не ветер бушует над бором,
      Не с гор побежали ручьи,
      Мороз – Воевода дозором
      Обходит владенья свои…
   Мороз был наш родной – сибирский. Он вызывал уважение.

   Непревзойденная лирика, поэтика Н.А. Некрасова по достоинству не оценена новым поколением читателей. Мы – детдомовцы – считали себя детьми крестьянскими. Впитывали все, что касалось нарымской природы, крестьянского труда бедного колхоза на Васюгане. Помогали колхозникам убирать хлеб, лен. Собирали урожай турнепса, капусты, картошки.
   Подсобное хозяйство детского дома призывало нас на свои ежегодные труды.
   Поэт Некрасов раскрыл для меня красоту природы, деревенского труда, быта.
   Люблю удивительную образность его произведений.


   Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) – русский поэт, прозаик, родился в г.Немиров Подольской губернии в семье отставного майора Алексея Сергеевича Некрасова. В семье было пятеро детей. Отец был суров и деспотичен, а родовой дом, где проходило детство Николая, угрюм и неприветлив Николаю шел одиннадцатый год, когда отец определил его вместе со старшим братом в Ярославскую гимназию. Братья не особо проявляли интерес к учебе, так что из гимназии , которую Николай бросил не закончив, он вынес слишком мало знаний. Отец за самовольство лишил сына всякой материальной поддержки. Три года Некрасов скитался по городским трущобам, по углам и подвалам, где ютилась нищета.


   «Я дал себе слово не умереть на чердаке», - вспоминал он через много лет. Эта воля к жизни, упорство и несомненный писательский талант позволили Некрасову продержаться. В газетах и журналах стали появляться его стихи, фельетоны, рассказы.

   С 1846 года Некрасов вместе с И.И.Панаевым руководил журналом «Современник», ставшим настоящей «эпохой не только в литературной, но и политической жизни России» - так пишут в любом словаре. Позже многие признавали, что, «если бы Некрасов не написал ни строчки, а только создал бы журнал, он и тогда бы был достоин монументов» (К.Чуковский). А он писал. И постепенно, довольно средний литературный поденщик, становится одним из самых читаемых и почитаемых поэтов России. В историю русской литературы он вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием этот поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему». Поэзия Некрасова явилась целой эпохой в развитии русской литературы. Его произведения оказали огромное влияние на становление всей демократической поэзии второй половины XIX века, послужили основой для формирования «некрасовской» поэтической школы.
   Стихотворение «Зеленый шум» Николай Алексеевич Некрасов написал в 1863 г. Выражение «зеленый шум» иносказательно: это образ весны, первой весенней зелени. Сам поэт к выражению «Зеленый шум» сделал примечание: «Так народ называет пробуждение природы весной». В стихотворении провозглашается гимн природе и ее стихиям как силам, вечно существующим, источнику жизни на земле.
   В поэме «Мороз, Красный нос» (1863) поэт раскрывает все стороны народной жизни, всю глубину народного характера. Особое место в поэме занимает фантастический образ Мороза. Некрасовский Мороз предстает перед нами с одной стороны, как могучий властелин зимней природы, а с другой, - как носитель гибельного, злого начала.