> Детям > Любимые книги известных Томичей > Андреев Михаил Васильевич

Андреев Михаил Васильевич Поэт, член Союза писателей России

 

    Помню из детства, что сильное эмоциональное потрясение пережил, когда впервые услышал рассказ А.П. Чехова «Ванька». Учитель прочитал нам этот рассказ, и я плакал вместе с классом.
    Это рассказ о деревенском мальчишке Ваньке Жукове, который пишет письмо дедушке, рассказывая про свою тяжелую жизнь в обучении у сапожника. Он недоедает, недосыпает, работает на хозяев от зари до темна. И в письме умоляет забрать его домой. Трагичность ситуации особенно звучит в финале рассказа, когда Ванька подписывает адрес: «на деревню дедушке Константину Макарычу». И все понимают, что письмо без адреса никогда не дойдет до дедушки, а значит и Ваньке Жукову никто не поможет. Это пример, когда маленький рассказ заставляет содрогнуться душу, а герой рассказа - сопереживать за другого человека, тем самым, делая каждого добрее и светлее.

    Из более поздней школьной литературы запомнилось стихотворение А.Твардовского «Ленин и печник». Для молодого поколения уточню, что Владимир Ильич Ленин – глава Российского правительства в период 1918 – 1924 гг. Простая человеческая история, понятная в житейском рассуждении. Ленин, будучи в сельской местности на отдыхе и лечении, прогуливался по лугу. А печник, увидев, что кто-то топчет его поле для покоса, по-хозяйски отругал незнакомца, долго ворчал вслед, а потом решил спросить и фамилию. «Ленин» – просто ответил незнакомец. «Ленин! - Тут и сел старик»…     Через некоторое время печника вызывают в правительство. Он со своей старухой в страхе ожидают наказание за то, что печник накричал на самого главного человека в стране. Жена говорит: «За грубость, за свои идешь слова…».
    А на деле оказывается, что Ленин пригласил печника переложить печку в его кабинете, да еще, и чаем напоил. И за разговором успокоил печника, сказав, что «он про то давно забыл». Довольный разговором, гордый от хорошо сделанного дела, печник счастливый вернулся домой.
    Четкий ритм, понятный слог делают стихотворение быстро запоминающимся, удобным для цитирования, создает хорошее настроение. Оно несет положительный эмоциональный заряд и опять вызывает сопереживание героям.


 

   Чехов Антон Павлович (1860-1904). Родился в г. Таганроге в семье купца Павла Егоровича Чехова. Был третьим сыном, а всего в семье было шестеро детей. Воспитывались все в строгости, знавали и розги. Антоша обучался в Таганрогской классической гимназии. Как и всякий ученик всех времен и народов, он что-то почитывал, что-то пописывал, отдавая предпочтение стихам. В 1880 году в N9 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. В 1885 году он знакомится с Д.В.Григоровичем А.С. Сувориным, которые первыми увидели в нем «настоящий талант».


   Произведения А.П.Чехова изучаются в школе. Его проза подобна глотку свежего воздуха, который комом в горле встанет порой при чтении «Ваньки», «Мужиков» или «Архиерея». Рассказы и повести Чехова сценичны и драматичны и поэтому так легко переносимы на экран и сцену. Пьесы по объему занимают не так много места в его наследии, как повести и рассказы, но, безусловно, равны по значению – комедии «Чайка», «Вишнёвый сад», драма «Три сестры».








   Твардовский Александр Трифонович (1910 -1971), русский советский поэт и общественный деятель. Писать стихи начал с раннего детства; с 1924 г. — селькор, печатавший в местных газетах корреспонденции, стихи, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации стала темой ранних произведений Твардовского.
   В годы войны А.Т.Твардовский создал многочисленные стихи, объединенные во “Фронтовую хронику”, очерки, корреспонденции. Но самым известным произведением о войне стала поэма «Василий Тёркин (Книга про бойца)» (1941—45; Государственная премия СССР. 1946). Фольклорная фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств, так называемых рядовых, простых людей военного времени.


   В послевоенном творчестве Твардовского во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливаются исторические судьбы народа: поэма “Дом у дороги” (1946), стихи “Я убит подо Ржевом”, “Жестокая память” и др.