> О библиотеке > Направления работы > Профориентация > Выбор профессии

Выбор профессии



«Главное в жизни – определиться: Где твое место и что ты за птица…» 


Юность – замечательная пора в жизни человека, когда мы свободны от житейских забот и искренни в отношениях с окружающими, радостны и полны оптимизма.
Но вместе с тем это еще и переходный этап, на котором мы готовимся к взрослой жизни. И одна из важнейших задач этого этапа – выбор профессии.
 

Дорогие ребята!

Приглашаем вас пройти новую экспресс-диагностику по профориентации «Ориентир» в Томской областной детско-юношеской библиотеке.
С помощью этой диагностики вы узнаете совпадают ли ваши интересы с вашими возможностями, какую профессию вам лучше выбрать, чтобы быть успешным в профессиональной деятельности.
Если выбранное дело нравится, то вы охотнее будете работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счете, поднимитесь по карьерной лестнице.
Если вас заинтересовала методика «Ориентир», то мы будем рады видеть всех желающих.


Мир профессий

Профессия учитель
Профессия переводчик
Профессия строитель
Профессия стоматолог
Профессия писатель
Профессия финансист
Профессия медсестра
Профессия библиотекарь
Профессия геолог
Профессия филолог
Профессия эколог

Модная, востребованная или перспективная. Какую профессию выбрать?


Выбор будущей профессии - это одно из первых важных решений, принимаемых тобой на пороге взрослой жизни. И если в детстве на вопрос " кем ты хочешь стать?" ты уверенно отвечал что-то вроде "кондитером, у него много вкусных пирожных", то теперь тот же вопрос заставляет тебя серьезно задуматься. С одной стороны в современном мире никто тебя не обязывает , выбрав однажды, посветить одной профессии всю свою жизнь. Возможность периодической смены профессии и сферы деятельности сейчас скорее норма, чем исключение, но с другой стороны, именно выбранный в юности род будущей деятельности по большему счету определяет нашу дальнейший круг общения, уровень развития, особенности мышления и даже мировоззрение в целом, и не стоит забывать об уровне финансового достастка. Чтобы помочь тебе определиться с выбором мы подготовили 5 советов, следуя которым тебе будет проще сделать свой выбор.
5 советов как выбрать профессию мечты:

1.  При выборе профессии в первую очередь стоит опираться на именно свои предпочтения. Да, прислушаться к авторитетному мнению старших ( родителей, знакомых, родственников) конечно можно и даже нужно, только не путай  авторитет с авторитаризмом. Часто родители совершают серьезную ошибку, навязывая детям свои нереализованные установки, мечты и стремления, как будто пытаясь "исправить" ошибки прошлого и прожить две жизни за одну. Не поддавайся на такие провокации, если твоя душа действительно не лежит к обучению по предлагаемой родителями специальности, будь готов серьезно и спокойно поговорить с ними об этом и предоставить взрослым четкие, взвешенные  аргументы в пользу собственного выбора.
2.  Не стоит обучаться какой-либо профессии только потому, что ты считаешь, что знаешь все об этой  работе (этом ВУЗе), ведь там работает /учится твой близкий друг/родственник и он  рассказывает много интересных вещей/у него красивая униформа/эта работа совсем не сложная и т. д.  У медали всегда две стороны, и обычно люди склонны рассказывать о том, что нравится только в позитивном ключе, а о том, к чему душа не лежит только в негативном. Чтобы быть уверенным, что ты хочешь выбрать ту или иную профессию именно потому, что она нравится тебе, а не потому, что ты вдохновился рассказами кого-то из твоего близкого окружения,   попробуй узнать больше о менее привлекательных сторонах этой профессии. Допустим твоя тетя стюардесса, и она рассказывает как здорово летать в разные страны, а еще у нее замечательная красивая форма, и она шикарно выглядит -  просто профессия мечты, но с другой стороны она постоянно разрешает конфликтные ситуации, находится в стрессовых условиях замкнутого пространства, ей нужно знать как минимум один иностранный язык, обладать хорошей физической формой и выносливостью, чтобы  находится на ногах практически все время полета, и  за "рабочий день" она может сменить по несколько часовых поясов, по этому сложно сказать со скольких и до скольких она работает и как скоро вернется домой.
 Если после такого "разбора" профессия стюардессы все еще выглядит для тебя привлекательно - можешь смело штудировать какие знания тебе понадобятся в будущем, и какое образование стоит выбрать сейчас.
3.  При выборе учебного заведения не стоит ориентироваться на то насколько сейчас  "престижна, модна, востребована" та или иная специальность. Потребности рынка труда меняются достаточно стремительно и за 5-6 лет вашего обучения "востребованная" специальность  вполне стать гораздо менее востребованной, а на первый план выйдет кардинально новый ряд профессий. Так произошло с модными одно время юристами и бухгалтерами. Поскольку учиться на эти специальности было престижно, произошло перенасыщение и устроиться работать по профессии новоиспеченном уюристу стало гораздо сложней. Это не значит, что если ты жить не можете без юриспруденции, то стоит  отказаться от своей мечты. Настоящие профессионалы в любой отрасли всегда в цене,  но тебе стоит приложить много усилий, чтобы выйти из учебного заведения действительно качественным специалистом, а так же рассмотреть максимальное количество  смежных сфер в которых ты сможешь применить полученные во время учебы навыки и знания. 
4.  Никогда  не стоит относиться к выбору работы или  учебного заведения, как к некому развлечению, которым можно заниматься " за  компанию" с кем-то из друзей. Друг или подруга хочет поступить в  технический ВУЗ и ты идешь  с ней/с ним подавать документы туда же, чтобы можно было ходить на пары вместе. В этом нет ничего плохого, если вы оба без ума от точных наук и чувствуете себя там как рыба в воде, но если лично ты чистейший гуманитарий, то учеба не принесет тебе ничего кроме тяжести и разочарования, а диплом о высшем образовании, если ты вообще сможешь доучиться до диплома, будет рассматриваться как бесполезная бумажка на которую ты "угробил" 5 лет жизни. Грустная перспектива, правда?! Так же никогда не руководствуйся принципами " куда возьмут - туда пойду", результат такого обучения вряд ли тебя порадует. Лучше вместо обреченной "покорности судьбе" заняться подробным анализом своих возможностей и способностей,  и даже при средних оценках аттестата всегда можно поступить учиться на интересную тебе специальность допустим сначала в колледж,  а потом , приложив усилия, при необходимости  поступить в интересующий ВУЗ. И все это сделать будет гораздо легче, если ты изначально будешь следовать именно за  своей мечтой, а не за чужой.
 5.  Еще один момент, которому  стоит уделить особое внимание при выборе будущей профессии это твое здоровье. Профессий интересных и разных очень много, а вот ты у себя  точно один и если вопрос встает ребром между  интересующей тебя профессией и твоим здоровьем, то выбор в пользу здоровья будет куда целесообразней. Конечно абсолютно здоровых людей не бывает, как и не так много действительно вредных для здоровья профессий, но  выбирая будущую специальность кроме выявления и анализа своих психологических и ментальных  особенностей  ( типа мышления, темперамента, склонностей к гуманитарным или техническим предметам, творческие потребности) не поленись отметить так же моменты связанные со здоровьем ( аллергии, хронические заболевания) и убедись , что выбранная тобой профессия или специальность в ВУЗЕ не вступает в конфликт с твоими физическими данными.

Полезные статьи по теме:

Здоровье подростка и выбор профессии
Профпригодность
Психофизиологические особенности
Тест на внимание и память
Учет состояния здоровья>



Топ-5 профессий "из будущего": 

1.Разработчик Интернета вещей (Internet of Things, IoT)Наверняка вам уже случалось слышать выражение «Интернет вещей» от своих продвинутых в технологическом плане друзей, но всегда было лень посмотреть, что же это такое. Если совсем упрощать, то Интернет вещей подразумевает, что каждый объект, находящийся в пространстве («вещь»), может быть подключен к единой сети и «общаться» с другими объектами. На деле это значит, что уже очень скоро вы сможете управлять кондиционером, тостером или автомобилем со своего смартфона. По некоторым гипотезам, в будущем возможно будет поставить датчики в моря, поля, океаны, горы и фактически во всё, что находится на планете. Состояние «сенсорной планеты» можно будет не только мониторить, но и контролировать, и даже управлять им.Пока профессия разработчика Интернета вещей только начинает зарождаться, и на этом профессиональном поприще все еще много проблем, связанных, например, с некоторыми профессиональными стандартами и протоколами для управления объектами IoT. Но если вам интересна механика, робототехника и не чуждо программирование, то обратите внимание на эту профессию.
2. Дизайнер виртуальной среды . Необходимые области знаний: архитектурный дизайн, редакторское дело, психология.По прогнозам, к 2020 году рынок VR-устройств будет оцениваться в 40 миллиардов долларов, а к 2026 году миллионы людей начнут часами «зависать» в виртуальной реальности нового порядка, работая или обучаясь. Дизайнер виртуальной среды обитания займется проектированием этих миров, создавая подходящие условия для деловых встреч или, скажем, VR-музеи.Только представьте типичный день в офисе будущего, когда работники встречаются в гиперреалистичном виртуальном пространстве, обсуждая идеи с коллегами со всего мира. А их проектами вполне могут стать, к примеру, модель футбольного стадиона премьер-лиги, в котором геймеры перевоплощаются в любимых игроков, или цифровая копия объекта наследия ЮНЕСКО, созданная ради сохранения оригинала.Первые шаги в этой сфере уже сделаны. Так, Университет Дикина в Австралии сотрудничает с разработчиками программного обеспечения, чтобы подготовить первых дипломированных специалистов в области виртуальной и дополненной реальности. Занятия по этой программе начнутся в сентябре 2016 года.
3. Нано-медик.Профессия, не требующая особых пояснений. С развитием нано-технологий в медицине, определенно понадобятся специалисты этого профиля, которые смогут легко исцелить тяжелые и считающиеся смертельными болезни новым способом: на клеточном и атомном уровне!
4. Цифровой лингвист - специалист, который занимается разработкой лингвистических систем семантического перевода с учетом контекста и смысла. В его задачи входят обработка текстовой информации, семантический поиск в Интернете и создание новых интерфейсов общений между человеком и компьютером на естественных языках. Например, компания ABBYY представила первое решение на базе Compreno - семантическую систему перевода. Это направление будет развиваться и дальше, и лингвисты будут очень востребованы. Кроме того, существует серьёзный запрос на упрощение и осуществление коммуникаций между человеком и компьютером – это тоже означает спрос на подобные компетенции. Профессия появится до 2020 г. 
5. Сити-фермер.
Специалист по обустраиванию и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов. Вертикальные фермы – автономные и экологичные конструкции, позволяющие выращивать растения и разводить животных в черте города – повестка ближайшего будущего. Первая коммерческая вертикальная ферма появилась в Сингапуре в 2012 году, а в настоящее время создание агронебоскребов планируется в Южной Корее, Китае, ОАЭ, США, Франции и других странах.

Полезные ресурсы по теме:



Тестирование на профориентацию (онлайн):
Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии" ( МГУ им. М. В. Ломоносова)

Здесь ты найдешь  бесплатные тесты на профориентацию, которые помогут лучше выявить профиль по которому стоит выбирать будущее место учебы ( гуманитарный профиль, естественно -научный, военно-спортивный, информационно-технологический и т.д.) и  тесты для выбора конкретной профессии ( включены такие профессии как психолог, журналист, юрист, врач, дизайнер, экономист и т.д). Тестирование на сайте составлены на профессиональном уровне и помогут  понять, кем стать в будущем, определить профессиональные сферы, наиболее соответствующие твоим интересам и способностям. Подробный отчет о результатах прохождения тестирования приходит на электронную почту.

Портал "Учеба.ру"

Здесь ты можешь пройти базовое тестирование на выявление основных направлений  сферы твоих интересов и мотивацию ( что тобой движет в принятии того или иного решения), исходя из результатов теста сервис предложит тебе на выбор ряд подходящих профессий. А еще на сайте есть очень удобный "каталог профессий" которые кратко и емко отвечает на самые насущные вопросы: где учиться и где работать по интересующей тебя профессии, особенно если ты хочешь получить высшее образование  за пределами родного города.

Подборка классические профориентационных методик на портале "Prevolio" 
На этом ресурсе для тебя собраны самые ходовые методики тестирования, разработанные авторитетными советскими и зарубежными учеными. Эти техники являются базой для всех современных профориентационных методов тестирования. Здесь ты можешь познакомиться с классическим тестом Голланда (Холланда) на определение твоего типа личности ( по Голланду существует 6 типов личностей) и предпочтений при выборе будущей профессии, с методикой "Карта интересов" ( А. Е Голмшток), и другими интересными и полезными методами профессионального ориентирования. Бонусом сайте есть бесплатные увлекательные он-лайн курсы по по программированию для школьников, по английскому языку для уже знающих его с целью самопроверки и оригинальный курс по созданию он-лайн курсов. Для того, что пользоваться всеми возможностями "Prevolio" тебе нужно будет пройти простую регистрацию на сайте или через аккаунт в соц. сетях.



Новые профессии на рынке труда - Центр занятости населения 





Советуем прочитать

   

1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь / [М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк, А. П. Орешкина]. - Изд. 2-е, испр. и доп.. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 – 251. (Справочники).

            В словаре представлены короткие стандартизированные описания 1000 современных традиционных, новых и редких профессий, специальностей, должностей и занятий. Получение краткой, но содержательно емкой информации об актуальном максимуме профессий, навигация и, как следствие, экспресс-определение круга профессиональных интересов — вот основные возможности и достоинства словаря.

     Книга предназначена подросткам, выбирающим профессию, специалистам в области профориентации,  в сфере трудовой занятости населения и кадрового обеспечения, всем, кто помогает сделать выбор.
   Горбунова М. В.

            333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограм / М. В. Горбунова, Е.В. Кирилюк.-Ростов н/Д: Феникс, 2010.-441с.-(Справочники).

В издании представлены подробные описания 111 современных традиционных и новых профессий и специальностей, а вместе с родственными их 333. Книга в первую очередь предназначена старшеклассникам и молодежи, выбирающим профессию, их родителям; всем категориям школьных специалистов, ответственным за профориентацию учащихся, специалистам Центров профориентации, занятости населения, социальных служб, практическим психологам, а также всем, для кого актуален вопрос смены и вторичного выбора профессии. Сборник является популярным изданием, написан доступным языком и будет понятен любому пользователю начиная с 13-14 лет.

   

Романова Е.С.

147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы./ Е. С. Романова.- М.: Аспект Пресс, 2011.-416 с.

Учебное пособие подготовлено по результатам исследований, проведенных на факультете психологии Московского городского педагогического университета в рамках совместного российско-французского проекта. Представленная в книге информация необходима студентам высших и средних учебных заведений, консультантам центров профконсультирования, практическим психологам, педагогам, другим специалистам, занимающимся вопросами профориентации и профконсультации. 
Материалы пособия ориентированы на оказание помощи учащимся средней школы, выбирающим свою будущую профессию.

 

   

Тундалева, В. С.

        Как. Выбрать профессию в 17 лет/ В. С. Тундалева. - Ростов н./Д: Феникс , 2013.- 205 с. - (Психологический практикум).   

Все люди о чем-то мечтают: одни - об успешной карьере, другие - о гармонии в семейных отношениях. Этих людей объединяет осознанный выбор в пользу того, что представляет для них наибольшую ценность.

Выбор профессии требует от каждого из вас серьезного подхода ведь необходимо понимать, что ответственность за дальнейшую жизнь будет целиком и полностью лежать именно на ваших плечах. Поэтому вы должны тщательно обдумать все и только после этого; принимать решение. 
В этой книге вы найдете информацию о том, как грамотно выбрать профессию, как избежать типичных ошибок и построить; жизнь в соответствии со своими склонностями, интересами и потребностями.




Советуем прочитать


Профессия — учитель: Учеб. пособие для профессиональной ориентации и профильного образования школьников — / А.С.Роботова, И.Г.Шапошникова В.А.Родионова и др.; Под ред. А.С.Роботовой Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с. 
В книге раскрывается сущность профессии учителя, рассказывается о ее истории, рассматриваются функции учителя в развитии культуры, общества, отдельного человека, рассказывается о путях получения педагогического образования и различных профессиях, дается анализ нормативных документ тельности учителя.
Издание адресовано школьникам, определяющимся с профессиональным выбором, а также учителям, классным руководителям и родителям учащихся. 


Лукьянова М.И. 
Моя профессия — детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2007. — 364 с. (Б-ка психолога-практика) 
В пособии даны методические материалы для практической деятельности школьного психолога по основным направлениям его работы: создание условий для личностного роста учащихся, психологическое сопровождение трудных детей в условиях образовательного учреждения, психологическое просвещение учителей и обеспечение их личностного роста.
Материалы адресованы практическим психологам образовательных учреждений различного типа и вида, а также студентам и преподавателям системы повышения квалификации работников образования и педагогических вузов. 





Шестакова Т. И. 
Кондитер-профессионал: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 400 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по профессии «кондитер», утвержденным Министерством образования РФ и предназначено для тех, кто обучается по профессиям «повар, кондитер» и «изготовитель хлебобулочных изделий».
В пособии полно освещены вопросы подготовки сырья к производству, дана характеристика всех видов теста, отделочных полуфабрикатов, технология их приготовления, требования к качеству. В книгу включено описание новых видов полуфабрикатов, сырья, производства изделий из нового сырья. Даются рецепты профессионального приготовления тортов, пирожных, пирогов, печенья, пиццы, кексов.
Книга адресована учащимся профессиональных училищ и студентам колледжей, а также будет полезна тем, кто хочет самостоятельно научиться кондитерскому искусству.


Советуем прочитать


Профессия — учитель: Учеб. пособие для профессиональной ориентации и профильного образования школьников — / А.С.Роботова, И.Г.Шапошникова В.А.Родионова и др.; Под ред. А.С.Роботовой Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с. 
В книге раскрывается сущность профессии учителя, рассказывается о ее истории, рассматриваются функции учителя в развитии культуры, общества, отдельного человека, рассказывается о путях получения педагогического образования и различных профессиях, дается анализ нормативных документ тельности учителя.
Издание адресовано школьникам, определяющимся с профессиональным выбором, а также учителям, классным руководителям и родителям учащихся. 


Лукьянова М.И. 
Моя профессия — детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2007. — 364 с. (Б-ка психолога-практика) 
В пособии даны методические материалы для практической деятельности школьного психолога по основным направлениям его работы: создание условий для личностного роста учащихся, психологическое сопровождение трудных детей в условиях образовательного учреждения, психологическое просвещение учителей и обеспечение их личностного роста.
Материалы адресованы практическим психологам образовательных учреждений различного типа и вида, а также студентам и преподавателям системы повышения квалификации работников образования и педагогических вузов. 





Шестакова Т. И. 
Кондитер-профессионал: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 400 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по профессии «кондитер», утвержденным Министерством образования РФ и предназначено для тех, кто обучается по профессиям «повар, кондитер» и «изготовитель хлебобулочных изделий».
В пособии полно освещены вопросы подготовки сырья к производству, дана характеристика всех видов теста, отделочных полуфабрикатов, технология их приготовления, требования к качеству. В книгу включено описание новых видов полуфабрикатов, сырья, производства изделий из нового сырья. Даются рецепты профессионального приготовления тортов, пирожных, пирогов, печенья, пиццы, кексов.
Книга адресована учащимся профессиональных училищ и студентам колледжей, а также будет полезна тем, кто хочет самостоятельно научиться кондитерскому искусству.


Советуем прочитать


Профессия — учитель: Учеб. пособие для профессиональной ориентации и профильного образования школьников — / А.С.Роботова, И.Г.Шапошникова В.А.Родионова и др.; Под ред. А.С.Роботовой Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с. 
В книге раскрывается сущность профессии учителя, рассказывается о ее истории, рассматриваются функции учителя в развитии культуры, общества, отдельного человека, рассказывается о путях получения педагогического образования и различных профессиях, дается анализ нормативных документ тельности учителя.
Издание адресовано школьникам, определяющимся с профессиональным выбором, а также учителям, классным руководителям и родителям учащихся. 


Лукьянова М.И. 
Моя профессия — детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2007. — 364 с. (Б-ка психолога-практика) 
В пособии даны методические материалы для практической деятельности школьного психолога по основным направлениям его работы: создание условий для личностного роста учащихся, психологическое сопровождение трудных детей в условиях образовательного учреждения, психологическое просвещение учителей и обеспечение их личностного роста.
Материалы адресованы практическим психологам образовательных учреждений различного типа и вида, а также студентам и преподавателям системы повышения квалификации работников образования и педагогических вузов. 





Шестакова Т. И. 
Кондитер-профессионал: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 400 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по профессии «кондитер», утвержденным Министерством образования РФ и предназначено для тех, кто обучается по профессиям «повар, кондитер» и «изготовитель хлебобулочных изделий».
В пособии полно освещены вопросы подготовки сырья к производству, дана характеристика всех видов теста, отделочных полуфабрикатов, технология их приготовления, требования к качеству. В книгу включено описание новых видов полуфабрикатов, сырья, производства изделий из нового сырья. Даются рецепты профессионального приготовления тортов, пирожных, пирогов, печенья, пиццы, кексов.
Книга адресована учащимся профессиональных училищ и студентам колледжей, а также будет полезна тем, кто хочет самостоятельно научиться кондитерскому искусству.